Сотрудники

Вербиненко Елена Александровна

Ведущий научный сотрудник

Барашева Татьяна Игоревна

Ведущий научный сотрудник

Дядик Наталья Викторовна

Старший научный сотрудник

Бадылевич Роман Викторович

Старший научный сотрудник

Почивалова Галина Павловна

Старший научный сотрудник

Чапаргина Анастасия Николаевна

Старший научный сотрудник

Крапивин Дмитрий Сергеевич

Научный сотрудник

Об отделе

Направления исследований:

  • исследование закономерностей и текущей практики формирования государственных и корпоративных финансов;
  • бюджетно-налоговые отношения и их трансформации в условиях проведения радикальных реформ;
  • формирование и развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне;
  • налоговый потенциал территорий;
  • бюджетно-налоговая политика в регионах и муниципальных образованиях Севера;
  • эволюция корпоративных форм ведения бизнеса; механизмы финансирования инвестиционных процессов с разделением их на рыночные и нерыночные;
  • возможности трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы.

Основные завершенные научные проекты:

Основы управления финансовыми потоками региона в рамках формирования региональной финансовой политики(2007-2009гг.) Проект выполнен в рамках плана НИР Института.
В работе по направлению государственных финансов осуществлена оценка законодательных основ, регулирующих вопросы налогово-бюджетных отношений, с точки зрения оптимальности структуры разграничения таких полномочий между разными уровнями власти. В ходе исследования установлено усиление тенденции централизации в управлении общественными финансами на субфедеральном и субрегиональном уровнях. Разработаны предложения по совершенствованию системы разграничения налоговых полномочий и доходных источников. Реализация заявленных предложений, отвечающих научно обоснованным принципам бюджетного федерализма, позволит восстановить способность органов власти региона и муниципальных образований влиять на формирование налоговой базы территорий, обеспечить финансовую самостоятельность бюджетов и исполнить обязательства по поддержанию единых стандартов общественных услуг.
В ходе исследования теоретико-методологических положений общественного договора обоснован теоретический подход к разработке налогового договора как способа организации согласованных налоговых отношений государства и налогоплательщиков, который может быть положен в основу налоговой политики, способствующей инновационной активности и устойчивому экономическому росту.
В части корпоративных отношений, доказано, что после 2000 года произошла замена модели партнерства, характерной для предыдущего этапа развития — моделью доминирования, что усилило взаимное недоверие власти и бизнеса, и в условиях экономической нестабильности, привело к применению новых стратегий вывода финансовых ресурсов.
Выявлено, что акционерный капитал в регионах СЗФО в значительной степени используется как инструмент рыночных преобразований, обслуживая процессы трансформации: форм собственности, организационно-правовых форм, структуры собственников, и не выполняет своей классической функции – мобилизация крупных капиталов.
Установлено, что сдерживающим фактором активизации процессов заимствования для большинства регионов СЗФО является, с одной стороны, ограниченность ресурсной базы регионального банковского сектора, а с другой — слаборазвитость инфраструктуры первичного фондового рынка.
Выявлено, что снижение значимости механизма самофинансирования в инвестиционном процессе (что свойственно для периодов экономического роста) достигается за счет активизации нерыночных механизмов внешнего финансирования: государственного финансирования и взаимного кредитования (средства вышестоящих организаций). Это является следствием индуцированной институциональной динамики, при которой введение новых рыночных институтов не сопровождалось адекватным развитием институциональной среды, что привело к возникновению специфических форм ведения бизнеса, позволяющих, сохранять мягкие бюджетные ограничения для предприятий и стимулировать их на переориентацию финансовых потоков из основной деятельности в финансовые вложения.
Установлено, что регулирование процессов финансовой обеспеченности инвестиционной деятельности в регионе должно базироваться на разграничении интересов и учете возможностей крупного, среднего и малого бизнеса в формировании механизмов долгосрочного финансирования.

Тема выполняемых НИР в текущий период:

Институциональные условия финансового регулирования развития регионов Севера и Арктики России.
Краткая аннотация:
Формы и методы финансового регулирования территориального развития Севера и Арктики России. Институциональные аспекты бюджетно-налоговой системы: исследование структуры, элементов, установление принципов формирования институтов – детерминант. Институциональные условия функционирования ресурсных корпораций Севера и Арктики России: исследование процесса формирования акционерного капитала, исследование структуры корпоративных соглашений, влияние мировых финансовых рынков на корпоративные отношения. Тенденции формирования институциональной среды в регулировании инвестиционной деятельности на северных и арктических территориях, условия трансформации сбережений населения в инвестиционный ресурс северного региона.

Документы